Адаптация к холоду и биогенез митохондрии
Норадреналин и адреналин, как известно, через свой медиатор -3,5 циклический АМФ — усиливают сокращение миофибрилл, активируют гликолиз и гликогенолиз, вызывают подъем концентрации глюкозы в крови и через этот сдвиг возбуждают гипо-таламические центры, регулирующие секрецию инсулина. Такое возбуждение симпатического отдела нервной системы и продиктованная этим возбуждением гамма сдвигов сочетаются при физической работе с увеличением концентрации в крови гипофизарного гормона роста. В плане нашего изложения существенно, что эти и другие сдвиги нейро-эндокринной регуляции могут играть важную роль не только в одномоментном приспособлении к нагрузке, но также в развитии активации биосинтеза и структурных адаптационных изменений.
В настоящее время доказано, что инсулин, гормон роста, и, что особенно важно, циклическая АМФ, через которую действует большинство гормонов и медиаторов, могут регулировать синтез нуклеиновых кислот на уровне генов и синтез белка на уровне рибосом.
Это означает, что, оценивая в дальнейшем конструкцию механизма, который при действии гипоксемии и интенсивных нагрузок обеспечивает на клеточном уровне активацию генетического аппарата и увеличение мощности системы митохондрий, постоянно следует иметь в виду регуля-торную обусловленность изучаемых явлений.
Приспособление к холоду у высших животных, как и приспособление к физическим нагрузкам, представляет собой долговременную адаптационную реакцию организма, которая начинается с действия определенного раздражителя среды на специализированные нервные рецепторы и в дальнейшем формируется и поддерживается при решающем участии нейро-эндокринных механизмов.