Дефицит микроэргов
Иными словами, если мы определим долговременную адаптацию как способность не просто выжить на холоде, а жить там, осуществляя широкий спектр поведенческих реакций, то надо будет признать, что при подобного рода завершенной адаптации количества энергии, образуемой организмом, вполне достаточно, чтобы в форме тепла обеспечить температурный гомеостаз на холоде и в форме АТФ — достаточно высокий уровень функций. Это означает, что адаптация подразумевает не просто возникновение разобщения, а обязательно увеличение общей мощности системы преобразования энергии — системы митохондрий в организме.
Для того чтобы выяснить, в какой мере вероятно такое представление и каким конкретно способом может происходить при адаптации к холоду разобщение, а затем увеличение мощности системы митохондрий, целесообразно рассмотреть регуляторную обусловленность сдвигов, развивающихся в митохондриях при действии на организм холода, т. е. роль симпатического отдела нервной системы и щитовидной железы в этом процессе. Роль симпатико-адреналовой системы в увеличении теплопродукции при адаптации к холоду первоначально предполагалась на основании резко выраженного метаболического эффекта катехоламинов — способности увеличивать потребление кислорода организмом.
Далее было показано, что в процессе адаптации к холоду концентрация норадреналина в плазме крови и его экскреция с мочой значительно возрастают (Leduc, 1961; Johnson et al., 1966).