Размеры митохондрий
Chaffe с соавторами (1965) сравнивал уровень миоглобина в скелетных мышцах мышей, хомяков и воробьев, содержавшихся в течение 6-8 недель на холоде и в тепле. Установлено, что при адаптации к холоду концентрация миоглобина на единицу сырого веса ткани возрастает.
В скелетных мышцах воробьев это увеличение достигало 55%. Для мышей и хомяков оно соответствовало 20% и 32%. В ряде работ было установлено, что увеличение мощности системы митохондрий наблюдается при адаптации к холоду у различных видов рыб, экология которых предусматривает длительную жизнь в условиях холода. Так, согласно спектрофотометрическим измерениям Caldwell (1969), активность цитохромоксидазы в жабрах золотых рыбок, акклиматизированных к температуре 10°, повышалась в зависимости от сезона года на 25-60% в митохондриях и на 50-78% в гомогенатах ткани.
При этом активность сукцинатцитохрома-С-редуктазы и НАДН2-цитохром-С-редукта-зы в митохондриях жабер в расчете на единицу ткани увеличивалась более чем вдвое. В качестве контроля были использованы рыбы, содержавшиеся при температуре 30°. По данным Jankowsky и Когп (1965), активность мышечной цитохромоксидазы у рыб, акклиматизированных к температуре 8°, на 25% превышала таковую у животных, содержавшихся при 22°. Активность фермента определялась манометрически.
При этом интенсивность дыхания у рыб, адаптированных к холоду, была на 30% выше, чем у неадаптированных.
Эти исследователи установили далее, что повышение активности цитохромоксидазы и ферментов цикла трикарбоновых кислот сопровождается у рыб увеличением количества и размеров митохондрий в мышечной ткани.