Липаза в клетках жировой ткани
Третья особенность, играющая роль в механизме профилактического эффекта адаптации, определяется сочетанием двух рассмотренных выше моментов, а именно: редукцией у адаптированных людей и животных жировой ткани и снижением у них кислородрасточающего эффекта норадреналина. Значение этого сочетания определяется тем, что при стрессорных ситуациях, сопровождающихся сильным возбуждением симпатического отдела нервной системы, выделяющийся норадреналин активирует липазу в клетках жировой ткани и происходит увеличение концентрации жирных кислот в крови.
Представленная в дальнейшем схема показывает, что через этот механизм, а также через увеличенный транспорт кальция в митохондрии норадреналин вызывает разобщение окисления с фосфорилированием.
Это разобщение при сильных адренергических эффектах является причиной резко увеличенного потребления кислорода при одновременном возникновении дефицита АТФ в миокарде; дефицит АТФ в свою очередь может сыграть роль некрозогенного фактора.
При адаптации к гипоксии жировая ткань редуцирована: кислородрасточающий — разобщающий — эффект норадреналина отсутствует или уменьшен, и в результате некрозогенный адренергический дефицит АТФ становится маловероятным. Четвертая особенность процесса адаптации подробно рассмотрена в заключительной главе этой книги и состоит в том, что изменения, развивающиеся при адаптации, охватывают организм в целом и, в частности, глубоко меняют состояние головного мозга и нейро-эндокринной регуляции.
Так, при адаптации к барокамерной и высокогорной гипоксии в головном мозге развивается выраженная активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, увеличение активности митохондриальных ферментов на единицу массы ткани.