Молодые здоровые люди
При всех трех режимах нагрузки определяли динамику внешней работы, потребления кислорода, кислородный дефицит, концентрацию лактата в крови, а также концентрацию АТФ, КФ и лактата в четырехглавой мышце бедра. Мышечную ткань для определения концентрации макроэргов и лактата брали методом биопсии в ближайшие несколько секунд после прекращения работы.
В результате выяснилось, что при всех использованных режимах работы концентрация АТФ в первые 2 минуты падает приблизительно на 25%, КФ — на 70-80%; в дальнейшем при продолжающейся работе концентрация макроэргов существенно не меняется. В соответствии с этим степень падения концентрации АТФ и КФ оказалась примерно одинаковой при утомлении, вызванном максимальной работой, и во время относительно устойчивой работы малой интенсивности.
Эти данные, демонстрируемые означают, что отставание окислительного ресинтеза макроэргов от их использования в процессе функционирования действительно приводит к снижению суммарной концентрации АТФ и КФ в мышцах, но это снижение не является фактором, непосредственно лимитирующим функцию.
С гораздо большей определенностью выявляется лимитирующее значение вторичных сдвигов, которые возникают как следствие падения концентрации макроэргов. Кривые, отражают динамику дефицита кислорода в тех же исследованиях Karlson и Saltin.
Они показывают, что утомление при трех различных режимах нагрузки наступало примерно при одной и той же величине дефицита кислорода, который составлял 4,8-5 л. При максимальной работе этот дефицит возник в течение 2-3 минут, при средней — через 5-7 минут, при малой — через 15-20 минут.
Для понимания механизма этого лимитирования существенно, что дефицит кислорода представляет собой разность двух известных величин.