Транспорт электронов
Недавние достижения в области биогенеза митохондрий очень широко представлены в литературе и уже стали предметом нескольких серьезных обзоров (Д. Рудин, Д. Уилки, 1970; Rabinowitz, Swift, 1970; Ж. Г. Шмерлинг, 1970; К. П. Хансен, Л. В. Иванова, 1971). Поэтому мы ограничимся тем, что напомним три основных положения, имеющих наибольшее значение для развития рассматриваемых в дальнейшем представлений о роли биогенеза митохондрий в адаптации к внешней среде. Каждая митохондрия животной клетки обладает одной или несколькими одинаковыми кольцеобразными молекулами ДНК, которые по нуклеотидному составу отличаются от ядерной ДНК и вместе с тем сходны у митохондрий различных видов.
В гибридизационных экспериментах доказано, что комплементарные друг другу последовательности оснований в ядерной и митохондриальной ДНК отсутствуют (David, Wolstenholme, 1968; Borst, 1969); последовательность расположения кодирующих нуклеотидных триплетов в них различна.
Это указывает на различное генетическое происхождение ядерной и митохондриальной ДНК и соответствует распространенной гипотезе, что митохондрии образовались в процессе эволюции из микробов-симбионтов. Митохондриальная ДНК имеет молекулярный вес около 10 миллионов дальтонов при длине кольца около 5 мк; она состоит из 15 тысяч нуклеотидных триплетов и соответственно может через митохондриальную РНК обеспечить определенную последовательность в полипептидной цепи, состоящей примерно из 5000 аминокислотных остатков.