Части митохондриального генома
При всей сложности этих оставшихся для будущего вопросов положение, что координация ядерного и митохондриального геномов реализуется при биогенезе митохондрий посредством транспорта в эти органеллы готовых цитоплазматических белков, а не путем транспорта РНК, является достаточно обоснованным. Это положение получило, в частности, отражение на известной схеме Д. Рудина и Д. Уилки (1970), демонстрирующей процесс взаимодействия ядерного и митохондриальных геномов в живой клетке. Показанная на схеме роль ядерного генома в биогенезе митохондрий подразумевает, в частности, то, что для активации биогенеза этих органелл и увеличения их количества или массы совершенно необходима координированная активация синтеза как митохондриальной, так и ядерной РНК клетки.
Применительно к нашей задаче это означает, что детальное сопоставление динамики биосинтеза РНК в ядрах и митохондриях во время адаптации клетки к длительной нагрузке, гипоксии, холоду является одним из подходов, позволяющих оценить взаимодействие ядерного и митохондриального геномов — роль этого взаимодействия в биогенезе митохондрий во время адаптации. В дальнейшем изложении мы используем некоторые возможности, вытекающие из такого состояния проблемы.
Наиболее существенно, что современные данные о синтезе митохондриальных структур делают вполне реальным следующее предположение: увеличение мощности системы митохондрий, которое закономерно возникает при адаптации к высотной гипоксии, является прямым результатом активации биосинтеза нуклеиновых кислот и белков митохондрий и в конечном счете биосинтеза этих органелл.