Усиление питьевого инстинкта
Результаты определения всех этих показателей, свидетельствуют о том, что порог болевой чувствительности у адаптированных крыс не только не повышен, а скорее снижен; величина питьевого рефлекса не изменена; двигательная активность вне конфликтной ситуации не отличается от контроля, а в конфликтной ситуации этот параметр снижен. Таким образом, усиление питьевого инстинкта, увеличение двигательной активности, повышение порога болевой чувствительности, а также нарушение выработки оборонительного условного рефлекса не играли роли в механизме наблюдавшегося явления. Повышение устойчивости безусловного питьевого рефлекса к действию болевого раздражителя, очевидно, имеет другой механизм.
При анализе этого механизма следует учитывать, что реализация безусловного питьевого рефлекса у животных, в течение суток не получавших воды, имеет существенное биологическое значение, так как, по данным Naess и Rasmussen (1958), крыса после суточной жажды теряет более 25% веса. В связи с этим можно думать, что упорные многократные попытки адаптированных животных реализовать питьевой рефлекс имеют приспособительное значение и являются выражением большей силы процессов возбуждения в нейронной констелляции, обеспечивающей его осуществление.
Если дело действительно обстоит таким образом, то процесс реализации уже начавшейся питьевой реакции должен оказаться у адаптированных крыс более устойчивым к действию болевого раздражителя, чем у неадаптированных. Для экспериментальной проверки этого предположения были поставлены опыты, в которых крысы, в течение суток не получавшие воды, подходили к поилке и начинали пить при отсутствии болевого раздражения.
Затем включали ток минимальной силы, который заведомо не вызывал никакой реакции животного.